?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Детский сад НОУ "Центр искусства воспитания" Подсолнушки - Питер-мамаВальдорфский детский сад отличается от обычного. И есть несколько моментов, которые сразу же бросаются в глаза. А именно:

1. Группы Вальдорфских детских садов оформляются натуральными природными материалами и цветами. Здесь царит домашняя атмосфера. Спокойно и уютно.

2.Группы разновозрастные: в одной комнате могут играть и заниматься дети разных возрастов. Смешанные группы имеют свои преимущества: так, старшие дети стремятся помогать младшим, а младшие во всем тянутся за ними.

3. В группах можно найти удивительные игрушки: игрушки-самоделки, сделанные из природных материалов куклы и машинки. Предпочтение отдается деревянным игрушкам. Известна Вальдорфская кукла, лицо которой не прорисовано (намечены только кружочки глаз). Автор Вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер считал, что чем более фиксирована игрушка, тем меньший простор для фантазии и творчества она оставляет ребенку.

И с этим сложно не согласиться, рассматривая современные игрушки. Например, куклу, которая все время улыбается - как можно с ней играть, если она переживает все время одну и ту же эмоцию или пупса, который болеет (а если малыш играет, что он его вылечил и готов выводить на прогулку, а у того все еще горят лампочки в щеках?).


4.Жизнь детского сада организована вокруг народных и культурных традиций, праздников и развлечений. Дети готовятся к праздникам (лепят, мастерят, готовят выступления с танцами и песнями, репетируют сценки), а затем празднуют! В Вальдорфском детском саду дети сами готовят простые блюда!

5.Жизнь в Вальдорфском детском саду наполнена творчеством. Игры и занятия, а также некоторые режимные моменты сопровождаются совместным пением. Особое место отводится потешкам, прибауткам, песням и народным танцам.

6.В Вальдорфском детском саду есть место для сказки. Поскольку педагоги придерживаются мнения о том, что до семи лет ребенок живет в своем особенном мире мечты и сказки, то в стенах этого детского сада силами воспитателей и самих детей сказка оживает! Известен, например, Праздник фонариков, который устраивают дети и взрослые, выходя темным осенним вечером с зажженными свечами и самодельными фонариками, чтобы осветить темноту и подарить друг другу свет и тепло. После шествия и песен дети отправляются на поиски гномов.

Автором Вальдофской педагогики был Рудольф Штайнер (само название «Вальдорфский» детский сад унаследовал от фабрики, которая спонсировала появление нового образовательного учреждения). Рудольф Штайнер внимательно наблюдал за детьми, и вот какие выводы он сделал о природе ребенка:

Вывод первый. Первые семь лет жизни ребенка – это интуитивное проникновение в сущность действий окружающих.Ребенок учится путем подражания, подсматривания (малыш научился завязывать шнурки, потому что видел, как это делает его старшая сестра). Наблюдая за тем, как кто-то что-то делает, у ребенка происходит пробуждение интереса, затем происходит эмоциональная вспышка и только потом подключается мысль. У взрослого же все наоборот! И поэтому мы так часто совершаем ошибки в воспитании и обучении детей, начиная общение с дискуссии и объяснений. Р.Штайнер призывает просто действовать и своими поступками учить ребенка. Приведем пример из реальной практики. Сравните!

Занятие по изобразительной деятельности в обычном детском саду
Воспитатель собирает подгруппу детей, отводит их в студию, где специальный педагог рассаживает их за одинаковые столы (на каждом стоит одинаковый набор изобразительных материалов), объявляет тему занятия, совершает пошаговый показ действий. Затем корректирует работы детей с помощью игровых приемов или прямых указаний.

Занятие по изобразительной деятельности в Вальдорфском детском саду
Дети приходят в детский сад и обнаруживают, что воспитательница уже рисует. Еще не до конца раздевшиеся дети подбегают к воспитательнице посмотреть, чем интересным она занята. Педагог здоровается с детьми, но не дает отвлекать себя. Дети завороженно наблюдают и узнают, как держать кисточку, как обращаться с красками для того, чтобы получались такие яркие и красивые штрихи. А в обычном детском саду для этого были бы отведены специальные занятия, на которые пришла бы плачущая «королева-кисточка», с которой «другие ребята» обошлись бесцеремонно, бросив грязную засыхать. Воспитатель показывает все возможные действия с кисточкой (например, проводит по бумаге простой мокрой кисточкой). Наконец, кото-то крикнет: «И я тоже хочу рисовать!». Воспитательница с радостью отреагирует: «Ну, тогда сейчас же примемся за дело!».

Мнение современных экспертов в области дошкольного воспитания: Вывод о подражательной природе действий ребенка не вызывает сомнений. Например, если мы хотим, чтобы малыш с удовольствием чистил зубы, то ему необходимо показать пример. Если мы хотим, чтобы ребенок читал книги, то мы и сами должны проводить некоторое время с книгой в руках. Ну, а если мы хотим, чтобы малыш помогал нам по дому – нужно просто с удовольствием прибираться и готовить. Желание ребенка поучаствовать в деятельности не заставит себя ждать!

Вывод второй.Ребенок до 7 лет не склонен к рассудочной деятельности, поэтому и раннее интеллектуальное развитие, и раннее обучение под запретом.Это один из самых спорных для современных родителей моментов: ведь малыша нужно готовить к школе, он должен уметь читать, считать и хоть что-то знать на английском.

Мнение современных специалистов в области дошкольной педагогики: Да, сегодня в школе ждут ребенка, который готов ко всему. Однако целенаправленное обучение счету, чтению и письму всегда рекомендовано начинать с 6 – 7 лет и не ранее. На данный момент в нашей стране идет обсуждение стандарта дошкольного образования (то есть официально перечисляются те компетенции, которыми должен обладать выпускник детского сада), и в нем не идет речи о том, что ребенок уже обучен чтению и счету.

Вывод третий. Поскольку ребенок самостоятелен в своем познании, то взрослый – это всего лишь помощник, образец для подражания, основная задача которого – окружить ребенка заботой и любовью.

Мнение современных экспертов в области дошкольной педагогики: С данным постулатом могут поспорить, пожалуй, только сторонники авторитарной педагогики. А педагоги, выстраивающие свою работу на принципах гуманизма и веры в ребенка, уверены в том, что это их прямая обязанность.

Вальдорфский детский сад – отзывы

Среди отзывов находятся, как восторженные, так и отрицательные. Вальдорфский детский сад подходит тем детям, чьи родители знают и разделяют философию педагогики Рудольфа Штайнера, а также имеют приоритетом развитие творчества и индивидуального начала в ребенке, а не «подтягивание» малыша до усредненного востребованного уровня. Пожалуй, все негативные отзывы схожи в одном: люди говорят о том, что дети «получаются не такие как все», «своеобразные». Но разве это так уж плохо?